Описания соционических типов Книги по соционике Статьи по соционике Курсовые работы наших студентов Terra-Socionika
Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

Один из шестнадцати

Содержание


Маленькое теоретическое введение. ЧТО ТАКОЕ СОЦИОНИКА?

Информационный психоанализ или соционика сейчас становится широко (но не слишком глубоко) известным словом. В Яндексе на него выпадает 77 000 ссылок. Но мало кто подозревает, до какой степени эти знания могли бы помогать каждый день каждому из нас.

Соционика - это знание о том, как нормальный человек воспринимает, перерабатывает и передает информацию. В ее основе лежат практические наблюдения К.Г. Юнга, которые он изложил в книге "Психологические типы". Книга вышла в 20-ом году уже прошедшего века, но до массового сознания пока так и не дошла.

В конце 60-х годов в Литве Аушра Аугустинавичюте разработала аналитический аппарат для описания наблюдений Юнга. С этого момента появилась возможность построить модели юнговских типов и рассчитать отношения между ними, возникающие в процессе обмена информацией.

Суть идеи можно пояснить следующим образом. Психика, обеспечивая взаимодействие организма со средой, создает своего рода систему обработки данных. Ее работу можно также сравнить с другими системами органов в организме человека - пищеварительной, дыхательной, кровеносной... Система обработки данных выполняет свои, очень важные функции, образно ее можно назвать нашим "бортовым компьютером". Именно его взаимодействие с информацией об окружающем мире и наблюдал Юнг.

Оказалось, что мир столь разнообразен, что для его постижения требуются взаимоисключающие качества. Юнг выделил четыре пары таких качеств, различные сочетания которых и описывают 16 психологических типов восприятия информации. Рассмотрим каждую из этих пар подробнее, чтобы понять, какое качество проявлено у нас, нашего партнера или нашего ребенка. От этого зависит также, каким в каждом случае человеку кажется окружающий мир.

 

Пара ЛОГИКА - ЭТИКА

Например, чтобы установить объективные законы природы, причинно-следственные связи или юридическую справедливость, надо в первую очередь, отстроиться от эмоций и горячего пристрастия к определенному результату. Другими словами, работе разума больше всего мешают чувства.

И наоборот. Сочувствие, эмпатия, милосердие - не терпят холодного расчета. Только там, где рассуждение удалось отключить, существует истинная сопричастность, душевная включенность в ситуацию.

В соответствии с этим, в соционике различаются два вида оценки действительности:
логический - с опорой на законы и смысл;
этический - с опорой на ценности и гуманизм.

Логики стараются исходить из объективных закономерностей. Они, как правило, подробно объясняют свою точку зрения, доказывают идеи, оценивают ресурсы. Они ориентируются на соотношение затрат и результатов, на схемы и расчеты, на точность фактов и справедливость оценок. Им важно, чтобы действия были эффективными, а рассуждения - осмысленными.

Этики стараются исходить из общечеловеческих ценностей. Они ориентированы на гуманизм, нравственность, гармонию, энтузиазм. Они, как правило, стремятся убедить собеседника в своих идеях, дать почувствовать свой взгляд на мир, зажечь энтузиазмом. Им важна форма подачи информации, ее нравственный заряд. Сочувствие и милосердие - понятные для них способы оценки действительности.

И все, без исключения, люди делятся на этиков и логиков по преобладанию того или другого подхода. Это не новая мысль. Деление на гуманитариев и технарей, на физиков и лириков достаточно известно. Новое здесь - равноценность описанных талантов. Этический или логический подход к миру - это объективное свойство типа, как размер ботинок, например. Причем это никак не сковывает человеческую свободу, если учитывается, например, при профориентации. Ведь тогда мы выбираем себе род деятельности, максимально соответствующий нашим естественным способностям и интересам. Если же пренебречь этим подходом, будет то же, что и с ботинками - и трудно, и больно, и "как дойти до цели, когда ботинки жмут?".

Если ваш ребенок относится к логическим типам, то его интересуют причины явлений, устройство механизмов, объяснения закономерностей. Он охотно собирает и разбирает головоломки, учит цифры. Ребенок может сам "изобрести" процедуру умножения или деления, если озаботится, например, справедливостью распределения конфет. В этом случае его можно рано обучать логическим, аналитическим приемам, требовать объяснений своих решений, тренировать на выполнение логических тестов. В этой области он будет проявлять успехи и энтузиазм. Не бойтесь знакомить его с компьютером. Он не погрязнет в бесконечных играх. Гораздо интереснее ему будет самому писать программы, взламывать чужие, расширять возможности своего компьютера.

Ребенок-логик, получающий достаточно информации, демонстрирует хорошую эрудицию, которая обычно удивляет взрослых, поскольку слегка опережает представления о возможностях возраста.

Если ваш ребенок относится к этическим типам, он очень тонко чувствует настроения людей и весь спектр окружающих отношений. Его интересуют сказки и мультики, у него есть любимые и нелюбимые герои, он погружен в ролевые игры и умеет расположить к себе людей. В этом случае не стоит перегружать его арифметикой и логическими тестами на быструю сообразительность. Есть смысл разговаривать с ним о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Можно не бояться, что он не разберется в сложных этических коллизиях: он в состоянии оценить искренность и лживость, порядочность и предательство, его не обманет равнодушие в маске большой любви. Не следует только проявлять злобу и агрессию в его присутствии, т.к. ему тяжело видеть родных людей в столь неприглядном виде. Жестокость души взрослого от него не укроется.

В играх этические дети обычно воспроизводят ситуации с персонажами - вымышленными или реальными. Люди и все, что с ними происходит, бесконечно интересуют их.


Пара СЕНСОРИКА - ИНТУИЦИЯ

Точно также как и в первом случае, по наблюдениям Юнга все человечество делится пополам по способу непосредственного восприятия информации.

Одни люди более склонны замечать конкретные обстоятельства, свойства предметов, четко осознавать свои ощущения. Их в соционике называют сенсориками.

Это люди, умеющие проявить волю, защитить личную территорию, они четко дозируют проявления своей агрессии и ограничивают чужую. Сенсорики чувствуют состояние своего организма и окружающей среды, умеют распознать болезнь на ранней стадии, представляют себе, чем ее вылечить. Комфорт, удобство, качество, эргономика - понятия, о которых они судят вполне компетентно.

Другие лучше улавливают тенденции и возможности. Их жизнь полна предчувствий, самых общих взглядов и неожиданно подвернувшихся удач. Их, вслед за Юнгом, называют интуитами.

Это люди, чувствующие ритмы окружающей жизни. Их самый общий целостный взгляд на мир включает и возможные варианты текущих событий. Они всегда отличат то, что действительно может случиться, от пустой фантазии. Интуиты способны усвоить огромный массив информации, усмотреть в нем очень далекие связи, почувствовать точный прогноз событий. Их собственные ритмы столь высоки, что они проскакивают мимо конкретики настоящего, прослеживая тенденции многочисленных процессов окружающего мира, но не слишком обращая внимание на текущий момент и состояние мира.

Надо сказать, что в нашей сегодняшней культуре не принято серьезно относиться к интуиции. Предчувствиям не доверяют, внезапные прозрения требуют обосновать, не понимая, что интуиция выдает на поверхность сознания то, что созревало в глубинах подсознания, и пути к механизму сборки целостного образа практические невозможно проследить. И тем не менее, такой способ обработки информации не менее важен, чем непосредственно сенсорный. Ведь говорят же, что большие события бросают перед собой тень. Именно интуиты улавливают ее и готовят общество к грядущим переменам.

Если у вас сенсорный ребенок, то он хорошо держится за мамин пальчик, крепко хватает предметы и редко роняет их. Он также рано и с аппетитом начинает активно грызть яблоки, сушки и прочие твердые съедобные и несъедобные вещи. Он вообще, как правило, хорошо ест, хотя не спешите радоваться. Поскольку он всегда точно знает, нравится ему еда или нет, заставить его съесть то, что он не хочет, практически невозможно.

Сенсорик хорошо знает свои игрушки, и вы вряд ли уговорите его подарить старого (на ваш взгляд, ненужного) мишку или тетрис малышу вашей подруги. Сенсорный ребенок - существо вполне конкретное, прочно стоящее на ногах. Он хорошо чувствует и защищает свою территорию - попробуй отними у такого ребенка его собственность.

В играх и в общении проявляет волю по отношению к другим детям, может командовать, управлять другими, распределять роли в игре.

Предпочитает ролевые игры. Действует определенно, четко.

Дети сенсорного склада рано способны вникать в хозяйственные заботы взрослых, участвуют в обсуждениях по подготовке к будущему ремонту или могут с интересом слушать, например, как бабушка закатывала огурцы.

Если ваш ребенок интуит, то он кажется мечтательным и рассеянным. Может задуматься и забыть, что собирался делать или куда шел. Мир фантазий для него настолько важен и реален, что он часто бывает погружен в свои мысли.

Интуитивные дети не слишком хорошие едоки. Накормить их иной раз нелегко, они капризничают и - чаще всего - им немного надо. Такие дети бывают плохо координированы, могут налететь с размаху на стул или вписаться плечом в притолоку (бывали случаи, когда закрывали себе голову дверью).

Приготовления к игре и мечты о том, как можно играть, часто занимают у этих детей все время, заменяя собой саму игру. Игру у них обычно построены на богатом воображении. Они могут представлять себе путешествие на паруснике, в джунгли или пустыню, могут отправиться в будущее, одним словом, туда, куда их унесет на своих крыльях мечта.

Хозяйство и помощь по дому не слишком привлекают детей-интуитов. Дело пойдет хорошо только в том случае, если ребенок придумает какую-нибудь игру, в которую как элемент будет включена хозяйственная деятельность. Например, ребенок-этик может затевать разговоры с тарелками или придумывать про них разные истории, словно это одушевленные существа. Ребенок-логик может выбрать в процессе уборки какой-то принцип, благодаря которому уборка превратиться в игру. Например, он выбрасывает старую школьную тетрадку, а поскольку пришел на кухню, моет там одну тарелку. Затем несет свои носки с кухни в свою комнату и там убирает постель. То есть - по одному делу в каждом помещении, куда попал. Такие игры украшают детям-интуитам скучные повседневные дела.

У детей-интуитов можно наблюдать неудержимое стремление проявлять свою оригинальность, поражать окружающих внезапными догадками, необычным поведением, редким обаянием, странными фантазиями.


Пара ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯ

Третья дихотомия - разделение на две равноправные части - проходит по признаку экстраверсия/интроверсия. Эти термины известны, и в быту ассоциируются с общительностью и замкнутостью. На самом деле, Юнг вводил их иначе.

Экстраверты видят внешнюю, объектную сторону явлений. Они легко расширяют поле внимания, судят об объектах по их внешним чертам и проявлениям.

Для экстравертов характерен широкий, панорамный обзор. Они замечают все, что происходит вокруг, как бы ни были увлечены делом. В рассказах экстравертов чаще присутствуют обобщающие концепции, множество персонажей, описание их внешности и действий. Они и внешнее пространство осваивают активнее: их жесты более размашисты, личная территория - шире.

Интроверты помещают внимание внутрь объекта и видят его связи с другими. Они легко углубляются в предмет, судят о нем по его мотивациям, часто "ставят себя на его место".

Интроверт может настолько углубляться в интересный разговор или дело, что не замечает происходящего вокруг. Он может поддерживать диалог в переполненном автобусе, читать на шумном собрании, погрузившись в размышления, не ответить на обращение. Он чаще описывает мотивы и намерения персонажа, обсуждает его (и свои) побуждения и состояния. Жесты интровертов более экономны, личное пространство более компактно.

Первые постигают мир от внешних проявлений к внутренним свойствам, вторые - от внутренних процессов к внешним проявлениям. Оба эти подхода обеспечивают успешное выживание и поставляют в социум одинаково ценную информацию.

Если ваш ребенок экстраверт, то он активно осваивает пространство дома, забирается во все уголки, временами устраивает ревизию содержимого какого-нибудь еще неисследованного шкафа. Он может с шумом врываться в комнаты, бегать и прыгать по диванам, смело использовать мебель в качестве подручных средств для игр. Для детей-экстравертов характерно разговаривать с куклами, комментировать вслух сюжет захватывающей погони на игрушечных машинах, отвечать маме или просить домашних о чем-то через всю квартиру, вообще громко заявлять о себе.

На прогулке ничто не ускользает от внимания вашего ребенка. Он вертит головой во все стороны и замечает самые разные происшествия, которые случаются вокруг. Ему все надо - и побежать за соседской собакой, и подружиться с детьми в песочнице, и покачаться на качелях, и посмотреть, как хозяин машины снимает с нее колесо.

В детском саду у таких детей, как правило, нет недостатка в друзьях, они всегда в гуще событий, с энтузиазмом откликаются на предложения воспитателей поучаствовать в играх или занятиях.

Когда ваш ребенок подрастет, вы заметите, что его постоянно тянет из дома, он любит многолюдные тусовки, активно участвует в разных мероприятиях - дворовых и школьных. Если у него возникли проблемы, он непременно поделится ими, пусть не с родителями, так с друзьями - это помогает ему справляться с тем, что его беспокоит, находить выход из трудных ситуаций.

Если ваш ребенок интроверт, он может подолгу сидеть один и заниматься каким-нибудь интересным делом. Он будет делать это так тихо и сосредоточено, что вы на какое-то время вообще забудете, что он дома. Иногда кажется, что его внутренний мир так его занимает, что вам не сразу удается вернуть его к реальности. Увлекаясь играми, он обычно сопровождает их внутренней речью, а со стороны может показаться, что он просто делает это молча.

Часто бывает так, что ребенок-интроверт не слишком активно устанавливает контакты с другими детьми. Во дворе или в детском саду он вполне обходится одним приятелем, с которым можно поиграть, а иногда поговорить, и совершенно не стремится участвовать в общественных мероприятиях. Он не слишком охотно посещает всевозможные многолюдные праздники или елки, поскольку чувствует себя там достаточно одиноко. Потом таким детям непременно нужно отдохнуть дома - в тишине и привычной обстановке. Этого же требует их натура и после шумного дня рождения (неважно, ваш ребенок ходил к кому-то в гости или гости приходили к вам).

Когда он выйдет из детсадовского возраста, вы заметите, что он предпочитает тесные компании, может бродить или сидеть в одиночестве. Родители детей-интровертов (особенно если сами они экстраверты) часто бывают удивлены и озабочены такой особенностью своих детей, но не стоит слишком беспокоиться из-за этого. Если у вашего интровертного сына или дочери есть интересное дело, любимое увлечение или одна подруга (друг), этого вполне достаточно, чтобы они были довольны жизнью.


Пара РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Четвертый юнговский дихотомический признак связан с отношением к ценностям "среднего разума", т.е. к традиционным взглядам и социальному опыту.

Рационалы - люди, опирающиеся на опыт поколений, сохраняющие социальную память. Они уважают авторитетные источники информации, оберегают традиции, стараются выстроить свою жизнь и деятельность в соответствии с выбранной концепцией.

Рациональные люди стараются организовать свою жизнь по плану, они ценят стабильность, упорядоченность. Планирование помогает им освоить будущее на основе наработок прошлого опыта, дает уверенность, что они готовы встретить завтрашний день. Чем больше опыта и знаний усвоил рационал, тем правильнее он оценивает обстановку.

Иррационалы - люди, настроенные на своеобразие текущего момента. Они ориентированы на свое непосредственное восприятие, доверяют впечатлениям больше, чем нормам. Их задача - изменчивость - гибкое приспособление старых правил к меняющимся внешним условиям.

Иррациональные люди стараются не связывать себя жесткими планами. Они должны чувствовать себя достаточно свободными, чтобы отреагировать на внезапные перемены обстановки. Они привыкают доверять своим мгновенным ощущениям или предчувствиям, умеют сориентироваться в процессе перемен. Чем меньше иррационалы подвержены гипнозу авторитетов, тем точнее они видят особенности настоящего.

Эти две позиции тоже одинаково необходимы для развития общества, но такое разное отношение к общественным ценностям очень трудно согласовать. И корни многих конфликтов питаются этим желанием оценивать другого по меркам собственного типа.

Если ваш ребенок рационал, он, как правило, послушен, и с ним всегда можно договориться, если предварительно обсудить, что именно вы от него хотите и когда. Вполне хороший способ - условиться с малышом, что по субботам он будет убирать игрушки по местам. Скорее всего, он не станет увиливать от этой договоренности, поскольку рациональность идет рука об руку с ответственностью.

То же относится и к развлечениям. Если родитель такого ребенка иррационал, ему ничего не стоит внезапно подхватиться и отправиться, к примеру, в зоопарк. Представьте, ребенок рационального склада не слишком этому обрадуется. А если даже и обрадуется, то все равно будет сбит с толку и испытает некоторое замешательство - ведь у него уже были какие-то планы на ближайшие 5 часов! Лучше предупредить его о мероприятии заранее. Для него важно заблаговременно подготовиться к наступлению того или иного события, пусть даже приятного, поскольку ему действительно трудно внезапно поменять вид занятий.

Чем старше будет становиться ребенок-рационал, тем большую службу будет служить ему эта полезная черта. Подскажите ему, как составлять планы и распределять время, и он будет прекрасно координировать свои действия и всегда успевать в срок с выполнением школьных заданий.

Если ваш ребенок иррационал, не только вам, но и ему самому иной раз будет трудно предсказать, чем он займется в следующую минуту. Его намеренья переменчивы, планы неустойчивы. Если с вечера он пообещал вам завтра начать новую жизнь, можете не сомневаться, что утром он и не вспомнит об этом. Если же вы напомните ему о его намереньях, он отнесется к таким перспективам без всякого энтузиазма - сегодня ведь уже другой день, а, стало быть, и все другое, зачем вспоминать вчерашнее?

Главной движущей силой всех начинаний вашего малыша является интерес к делу. Если что-то интересно, то появляется и энергия на выполнение задуманного. Когда у него есть настроение, все будет сделано с охотой и в срок (ну, может, почти в срок). Если же настроения делать то или иное дело нет - никакие вчерашние планы ничему не помогут, ведь они ему не указ.

Рациональным родителям трудно воспитывать иррационального малыша. Мотивы его поступков им совершенно непонятны. Они сердятся на его легкомыслие, необязательность, неумение довести начатое до конца. Однако иррациональное начало в характере - это вовсе не досадный изъян. Благодаря ему ваш ребенок легко вписывается в новые, неожиданные ситуации, не потеряется в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Его находчивость и умение быстро развернуться и отреагировать на новые условия ничуть не менее ценны, чем умение запланировать дело и вовремя закончить его. Впрочем, и иррациональные дети заканчивают некоторые свои проекты, правда, броском, штурмом, в последнюю минуту. Что ж, в конце концов, у каждого свой стиль!


Выводы: ЧТО РАЗВИВАТЬ В КОНКРЕТНОМ РЕБЕНКЕ?

Как видим даже из беглого описания ясно, что эти способы восприятия мира и поведения в нем не совмещаются в одном человеке. Невозможно познать мир, отключив одновременно чувства и разум, невозможно одновременно точно фиксировать координату и скорость объекта, невозможно одновременно находиться вне и внутри ситуации, невозможно одновременно сохранять и изменять принятые нормы. Но мир требует и того и другого. Поэтому разные люди, обладающие дополняющим видением действительности, нужны друг другу для помощи, защиты и совместного творчества. А стало быть, и наши дети нуждаются в тактичной поддержке по слабым функциям и в интенсивном обучении по сильным.

Вульгарное толкование гармоничного развития предполагает, что все силы должны быть брошены на тренировку слабых функций человека. И если это не получается (а это и не может получиться), возникает чувство вины и комплекс неполноценности.

Благодаря соционике становится возможным разрушить миф о необходимости всестороннего развития человека. Правда, осознание ненужности такой цели не всегда дается людям легко, зато если переосмысление произошло, можно надеяться на то, что они не изуродуют своего ребенка, развивая в нем то, что идет вразрез с его типом, или перегружая его с раннего детства занятиями по всем направлениям.

Ребенок, вовремя и в нужном количестве получивший "информационную пищу" по своим сильным функциям, психически устойчив, верит в себя, не боится познавать мир и действовать в нем. И, наоборот, тот ребенок, чьи сильные функции не получили хорошего развития, зачастую вынужден прибегать в освоении мира к помощи слабых функций. Но надо понимать, что по ним он никогда не добьется высоких результатов, он будет чувствовать себя середнячком по сравнению с теми, у кого те же функции являются сильными, и в результате заработает себе комплекс неполноценности.

Соционика впервые наглядно показывает и объясняет, как нужно подходить к вопросу выявления и развития способностей каждого конкретного человека. Она показывает, в каких областях жизни раскроется талант человека, а что - наоборот, ему не будет интересно.

Если вы знаете тип вашего ребенка, понимаете, каковы его сильные функции и сознательно делаете ставку на их развитие, вы тем самым помогаете ему реализоваться в жизни, воспитываете талантливого, развитого человека с устойчивой самооценкой. Став взрослым, он будет с удовольствием заниматься любимым делом, не побоится в нужный момент отстоять свою точку зрения, потому что уверен в ней, не потеряется в жизни.

Благодаря соционике к нам впервые пришло понимание того, что наличие слабых функций не является недостатком. Если мы осознаем в себе ту область, в которой у нас нет экспертного восприятия, значит наша информационная структура сформирована правильно. В этом случае можно говорит о том, что у данного человека отсутствуют искажения типа, переживания по поводу своего "несовершенства", претензии на универсальность, что его самооценка высока и стабильна. Кроме того, это означает, что его сильные функции, скорее всего, развиты объемно и полноценно и позволяют ему ориентироваться в мире с достаточной степенью уверенности.

Почему нельзя развить слабые функции до уровня сильных? Дело в том, что сами каналы, по которым принимается информация, имеют различную "пропускную способность". Каналы, отведенные под сильные функции, широки и объемны. Они позволяют воспринимать информацию во всех ее многомерных связях, "стереоскопически", рассматривать ее подробно и всесторонне. Каналы, отведенные под слабые функции, позволяют увидеть только отдельные фрагменты реальности, как будто через замочную скважину.

Конечно, можно очень долго рассматривать по кусочкам через скважину широкую панораму какого-то пейзажа, и, в конце концов, составить о нем представление. Но человек, который имеет возможность видеть его с воздушного шара, всегда будет осведомлен лучше и полнее. Подобное ожидает и каждого из нас, когда мы после упорных тренировок слабых функций, встречаем человека, у которого те же качества в сильной позиции. Оценив наши достижения, он непринужденно укажет, где и что мы еще не учли. И мы видим, что ему это не стоило ни малейшего труда. Так рождаются обиды и зависть.

На самом деле, поводов для этого нет. У каждого человека существуют сильные функции, по которым он легко и с интересом обучается, творчески работает и может помочь окружающим, которые, не имея таких сильных функций, остро нуждаются в его поддержке.

По сильным функциям человек может выдержать большую нагрузку, усвоить и с пользой для себя переработать огромное количество информации, создать что-то новое, чего в мире еще не было. Именно это и вносит в жизнь интерес, энтузиазм и творческое удовлетворение. Немаловажно здесь и признание окружающих. Они несомненно оценят истинный талант человека.

А слабые функции (которые тоже есть у каждого) мы должны бережно ограждать от перегрузок. Информацию, необходимую для полноценного существования в данной культуре, на них следует подавать мелкими дозами. И не стоит брать на себя ответственных решений по соответствующим вопросам, если можно обратиться за помощью к другим. Ведь это означает, что ваши таланты просто лежат в другой, не менее важной для общества, области. И именно их следует развивать.

Нет ничего страшного в том, что ребенок не проявляет интереса к математике. Это означает, что он будет хорошим психологом, или музыкантом, или поэтом - для него открыты широкие горизонты гуманитарных областей культуры.

И наоборот. Если ребенок явно предпочитает логические игры и науку, не стоит огорчаться, что он не слишком тонко вникает в переживания литературных героев. Ему трудно ориентироваться в тонких нюансах метаний Наташи Ростовой. И нельзя из-за этого снижать его самооценку. Он может стать хорошим экономистом, программистом, успешным исследователем Вселенной.

Не стоит считать недостатком и отсутствие грозных бицепсов у мальчика или увлечения шитьем и куклами у девочки. Возможно, у них сильная интуиция, и яркие фантазии легко уводят их из реальной конкретной жизни. Свободное, развитое воображение поможет им стать сильными учеными-теоретиками или авторами прекрасных книг.

Но, если ваш ребенок не фантазер, а конкретное жизнерадостное и крепкое существо, ему будут удаваться и медицина, и кулинария, и любое рукоделие. Возможно, он раскроется в дизайне, педагогике или предпринимательстве.

Соционика описывает 16 типов восприятия информации человеком. Для каждого типа разработаны рекомендации по профориентации и развитию способностей, по решению тех проблем, которые возникают у человека в поле современной культуры. И если информационные особенности ребенка учтены грамотно и достаточно рано, он получает возможность развить свои истинные таланты в полном объеме, вырасти жизнерадостным и уверенным в себе человеком.