Мы работаем
с 2004 г.

30, 31 января 2023 года

Практические занятия

Практика 100+

Zoom, начало в 19:00

Подробнее

с 14 февраля 2023 года

Авторский курс

Визуальный образ типа

Zoom, начало в 19:00

Подробнее

21 февраля 2023 года

Третий курс

Соционические типы

 

Подробнее

23 января 2022 года

Ребенок Дон Кихот как заложник сверхамбициозных родителей

Вот уже почти год не утихают скандалы и споры вокруг девочки Алисы Тепляковой, которая в 9 лет стала студенткой психфака МГУ. Папа с кулаками пытается доказать, что девочка вундеркинд, руководство факультета оказалось в трудной ситуации, многие сотрудники Университета воспринимают это как опасный эксперимент над ребёнком. Что вообще происходит? Кто прав? Кто виноват?

Как наши читатели, видимо, уже поняли из заголовка, Алиса Теплякова относится к типу Дон Кихот.

При хороших способностях, получив поощрение и поддержку со стороны родителей, маленький Дон Кихот, в самом деле, имеет все шансы превратиться в вундеркинда. Это потрясающий ребенок, который запоминает многие логические понятия раньше своих сверстников, рано начинает читать и стройно излагать свои мысли, умеет логично рассуждать. Благодаря всему этому маленький Дон Кихот поражает окружающих своим ошеломляющим развитием.

Я росла в 60-е годы, когда вундеркинды были очень на слуху. Одной из ключевых тем в газетах, журналах, на телевидении, в детских журналах была идея того, что некоторые маленькие дети – это потрясающие дети, которые называются вундеркиндами, дети невероятных дарований, раннего развития.

Сегодня я, будучи специалистом в области типов, могу сказать, что ребенок далеко не каждого из 16 типов может стать вундеркиндом в том смысле, как это понимается в нашей цивилизации. Ведь вундеркинд – это тот, кто демонстрирует блестящее, беспрецедентное опережающее развитие на поле логики. Именно логики. И среди вундеркиндов, как мне представляется, 95% по всей вероятности относятся именно к типу Дон Кихот. Оставляю 5% таким логикам, как Робеспьеры, Бальзаки и Джеки. (Встречаются еще вундеркинды-музыканты, среди них могут оказаться не только Дон Кихоты, но и некоторые другие типы. Но это другая область, и сейчас речь не о ней).

Почему именно Дон Кихот становится вундеркиндом? Кто знает, что представляет собой модель типа Дон Кихот, тот помнит, что это:

1. интуит возможностей (человек с разносторонними интересами, любопытный и любознательный, не зашоренный, открытый ко всему новому и интересному)

2. структурный логик (человек, способный в больших количествах и точно воспринимать факты, проводить анализ, понимать причинно-следственные связи, оперировать сложными логическими понятиями)

3. иррационал (человек, способный переключаться между разного рода информацией, работающий в потоке, спонтанный)

4. экстраверт (человек, ориентированный на большой всеобъемлющий мир, в котором много информации, много сфер, привлекающих внимание, с расширяющимся вниманием к новому).

Все это вместе делает голову Дон Кихота уникальным инструментом. Дон Кихот поражает окружающих своей одаренностью и способностями, потому что любознателен, умеет схватывать на лету, умеет ПОНИМАТЬ. И вот тут в руках окрыленных родителей он становится настоящим заложником раннего развития. Они начинают накачивать его знаниями, опережающим обучением, пытаясь нащупать границы его возможностей. Они грузят и грузят, а ребенок все развивается и развивается. Границ буквально как будто бы нет! Какой родитель устоит перед таким соблазном???!!! Грузим дальше, гордимся, задираем нос, выставляем наше чудо напоказ.

Драма заключается в том, что Дон Кихот – тоже человек. Это первое. А это значит, что ему в раннем и среднем детстве тоже нужно побыть ребенком, а не машиной по запоминанию логической информации. Его жизнь не должна быть посвящена только накачиванию логики. Ему нужно поиграть, покататься с горки, подурачиться, попускать мыльные пузыри, поваляться на кровати, помечтать, порисовать, почитать, поиграть с другими детьми и т.д. В гонке за ранним развитием, которая безусловно срежиссирована родителями, все эти удовольствия сильно урезаются в пользу развития, которое сводится к натаскиванию и дрессировке на поле структурной логики. А Дон Кихоту, как и любому другому типу, необходимо развить не только свои аутентичные функции. Ему также нужно научиться общаться в людьми, радоваться жизни, наслаждаться природой, уметь распределять свое время, привыкнуть работать.

И есть еще один важный фактор развития ребенка, о котором нужно сказать. Он пока что очень плохо понимается современным поколением родителей, в том числе и папой девочки Алисы. Это социализация. Социализация для многих детей этого типа – сверхтрудная и многолетняя задача, требующая много внимания и времени. Почему? Все ответы находятся в модели Дон Кихота.

Самый слабый канал обработки информации (болевая функция) – этика отношений. А это значит, что маленькому Дон Кихоту очень сложно строить отношения с другими детьми. Но если он не будет тренироваться с самого детства, то ему будет еще сложнее строить отношения и со взрослыми людьми. Потому что непонятно как. Потому что Дон Кихот ошибается в реакциях, не понимает, какие паттерны поведения где применять, как оценивать поступки других детей/людей, как самому вести себя. И если отнять у него время (первые 20 лет), предназначенное на адаптацию среди людей (желательно с корректирующей помощью родителей или психологов) и перераспределить это время в пользу накачивания логики, то вырастет человек, который будет мучиться оставшиеся 50-60 лет своей жизни. А ведь здесь у Дон Кихота с раннего детства ещё и формируется пренебрежительное отношение к окружающим, они-то не такие умные, не такие способные, не такие талантливые. Они обычные... Разумеется, установлению хороших добрых отношений с окружающими это тоже не способствует.

Мы не говорим уже о самом выборе факультета: в одном из интервью Алиса говорила, что хотела бы поступить именно на психфак, так как её окружают другие дети и она хотела бы разобраться в их психологии. Цитата не дословная, но вполне точная. Классическая траектория для Дон Кихота – попытка через знания и науку решить собственные проблемы в общении с другими людьми. Сможет ли человек с такой мотивацией стать хорошим специалистом-психологом? Это вопрос открытый и дискуссионный.

К сожалению, мы видели такие тяжелые случаи дезадаптации Дон Кихотов в разные возрастные периоды. Но самое главное здесь – детский опыт общения. И он должен быть глубоким. Если ребенок ходит в кружок или играет с другими детьми в песочнице, никакие отношения не возникают. Это слишком под маминым крылом, слишком коротко, слишком отстраненно. Для ребенка это миг, песчинка, которая не выливается в устойчивые связи, не закладывает никакого опыта. Отношения могут возникнуть только там, где ребенок сам на протяжении довольно долгого времени и с регулярной частотой находится в коллективе без родителей и сам вступает в отношения. То есть, он должен ходить в сад, он должен ходить в школу. И он должен ходить туда не только ради развития, а больше для социализации. Чтобы научиться строить отношения с другими детьми, притереться, придружиться, понять, как это все работает на собственном опыте. А этот опыт дается Дон Кихоту значительно хуже и труднее, чем многим детям других типов. Потому что болевая функция удерживает условно не более 20% информации по отношениям. Если маленького «вундеркинда» изъять из детских коллективов, опыт по взаимодействию со сверстниками, с воспитателями и учителями будет безвозвратно пропущен. Наверстать его практически невозможно.

Перепрыгивание через классы также означает, что для Дон Кихота снова нет социализации, нет друзей. Более взрослые дети, с которыми учится маленький вундеркинд, не могут составить ему компания, они отторгают его (да они и сами еще живут с неустоявшимися представлениями об отношениях – о дружбе, о любви, о верности и т.д.). И он снова остается без опыта взаимодействия с людьми.

Печальна история Алисы Тепляковой, умной и милой девочки, родители которой решили сделать ставку на однобокое развитие ребенка. Для чего? Наверное, для компенсации каких-то своих комплексов. Если бы знания о типах людей уже вошли бы в культуру, то, возможно, были бы приняты законы, запрещающие родителям жестокое обращение с детьми Дон Кихотами. А оно как раз заключается в стимуляции раннего развития. Ведь подстегивать Дон Кихота, развивая ему одну только логику, чаще всего означает сломать ему жизнь.

100 лет назад Юнг начал развивать идею о типах людей. И вот прошел целый век, а мы по-прежнему пребываем в дремучем невежестве.

Л. Бескова

Задайте свой вопрос

 

 

 

Нажимая на кнопку, я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю свое согласие на обработку персональных данных.

Меню