Мы работаем
с 2004 г.

30, 31 января 2023 года

Практические занятия

Практика 100+

Zoom, начало в 19:00

Подробнее

с 14 февраля 2023 года

Авторский курс

Визуальный образ типа

Zoom, начало в 19:00

Подробнее

21 февраля 2023 года

Третий курс

Соционические типы

 

Подробнее

23 июля 2021 года

Удивительное – рядом. Робеспьер (логико-интуитивный рациональный интроверт)

Возвращаюсь к теме, по которой давно не писала. Продолжаю рассказывать о псевдонимах типов, предложенных в свое время Аушрой Аугустинавичюте, родоначальницей соционики.

На очереди последний тип первой квадры, Робеспьер. Посмотрим, какого же типа был человек, давший свое имя этому типу.

Поскольку многие из наших подписчиков являются любителями, будем опираться на самые простые проявления типа.

Максимилиан Робеспьер родился в семье потомственных юристов в Аррасе, но в 6 лет остался без родителей и воспитывался в семье деда по материнской линии. В лицее он продемонстрировал феноменальные успехи в освоении латыни, а также увлекся античностью, за что лицеисты дали ему прозвище "Римлянин". По воспоминаниям Максимилиан был прилежным, преданным исключительно учёбе, одиноким, мечтательным и мало экспансивным. Он предпочитал шумным развлечениям печальные мечтания и одинокие прогулки.

Как мы знаем, память, способности к языкам присущи людям вне зависимости от того, логики они или этики. Склонность с гуманитарным дисциплинам и сочинительство (Максимилиан писал стихи) говорят нам, скорее, о том, что он был этиком, а не логиком. А мечтательность и любовь к истории намекает на интуицию.

Будучи бедным, но способным юношей, Максимилиан попадает на юридический факультет Парижского университета, который заканчивает в числе лучших студентов в 1780 году. В Аррас он вернулся, получив профессию адвоката, где начал работать, чаще беря дела малоимущих людей, которые вызывали его сочувствие. К тому времени он увлекся трудами Руссо и даже выступал защитником прав женщин. Он вступил в литературное общество «Розати», объединявшее, как указывалось в его уставе, молодых людей, связанных любовью к стихам, цветам и вину. Он писал много стихотворений в сентиментальном духе, часто посвящая их дамам Арраса, и в 1783 году был избран членом аррасской Академии литературы, наук и искусств. Довольно быстро он стал постоянным и любимым оратором, а затем был избран президентом Академии.

Казалось бы, юриспруденция, профессия адвоката должны указывать нам на логика. Однако присмотримся лучше. Юриспруденция – отличное занятие не только для логиков (и в особенности структурных логиков), но также и этиков, имеющих структурную логику в ценностях, то есть, в детском блоке. Едва ли логик всерьез увлекся бы сочинением стихов в сентиментальном стиле. Талант оратора также подсказывает нам, что перед нами, скорее всего, этик второй квадры (Гамлет или Есенин). Оба эти типа являются не только этиками, но одновременно с тем еще и интуитами. И именно из них получаются наиболее яркие ораторы, особенно это касается экстраверта Гамлета. Как тут не вспомнить нашего отечественного Гамлета В.И. Ленина, который тоже получил юридическое образование, тоже был воспламенен идеями равенства, гуманизма, перестройки старого мира и был к тому же великолепным оратором! Или другого Гамлета – Льва Троцкого.

Робеспьер включается в избирательную борьбу за право представлять Третье Сословие Артуа и в 1789 году появляется в Париже, где вливается в активную политическую жизнь и постепенно становится все более популярен как яркий оратор с передовыми взглядами. Только в 1789 году он произносит 69 речей, в 1790 году — сто двадцать пять, в 1791 году — триста двадцать восемь! Вспоминаем Ленина на броневике, который произнес длинную речь, вошедшую в историю. Логико-интуитивный ИНТРОВЕРТ не смог бы нести такое бремя.

Наоборот, Максимилиан Робеспьер все больше проявляет себя как харизматический лидер, то есть, перед нами Гамлет.

Интересно высказывание Мирабо о Робеспьере: «Этого молодого человека нужно опасаться, потому что он верит в то, что говорит». Еще одно свидетельство в пользу типа Гамлет – именно вера в свою миссию, воодушевление идеями вплоть до фанатизма характеризуют Гамлетов, способных встать на путь переустройства истории и вести за собой человечество. Максимилиан Робеспьер явно метил на эту роль.

Прекраснодушие, романтические представления о людях весьма характерны для Гамлетов. Вот одно из высказываний Максимилиана: "Я верю, что каждый человек по своей природе добр, честен и ответственен, однако неправильная власть может заставить его вступить на неправильный путь. Моя роль – убрать с дороги всех уже неисправимых». Так был развязан террор. 21 января 1793 года в Париже, на площади Революции, был казнен Людовик XVI. Еще одна параллель с другим великим революционером – Лениным. Вообще и идеи, и средства их реализации, и весь жизненный путь двух этих политических деятелей очень похожи.

Характерная особенность Гамлетов с их сильными функциями (этикой эмоций и интуицией времени) заключается в том, что мысленно они живут в будущем, они предвидят, улавливают черты этого будущего и делают все, чтобы приблизить его. Они непреклонно стремятся к тому, чтобы изменить настоящее, пусть даже это потребует кровавых жертв.

Однако радикальные идеи М. Робеспьера вызывали все больше несогласия среди его товарищей по политической борьбе. И в марте 1794 года он казнил представителей жирондистов, Дантона и своего лучшего друга Камиля Де Мулена, т.к. они выступали против него. Робеспьер провозглашал: «Моей целью было не развязывать войну с соседями, а развязать войну внутри страны с теми людьми, которые не хотят дать ей свободу и права». Многие были не согласны с его призывами к бескомпромиссной борьбе с врагами революции. И он перестал кому-либо верить, стремясь получить единоличную власть. Одним из краеугольных камней новой власти было доносительство, каждому вменялось доносить на заговорщика. Обвинения принимались без суда и следствия. За одну неделю из жизни ушло около 1,5 тыс. французских жителей. В массах зрела ненависть к Робеспьеру. В итоге Максимилиан Робеспьер 28 июля 1794 г. в возрасте 36 лет кончил свои дни на гильотине.

Итак, мы видим, что жизненный путь Максимилиана Робеспьера очень характерен для типа Гамлет, но совсем не характерен для типа логико-интуитивный рациональный интроверт, который ошибочно получил его имя.

С псевдонимами первой квадры мы закончили, обнаружив, что исторические персонажи Дюма, Гюго и Робеспьер не относились к тем типам, которым присвоили их имена. Однако не будем страдать соционическим экстремизмом. Это в самом деле не имеет большого значения. В русской традиции, думаю, эти имена так и останутся в качестве псевдонимов для типов первой квадры. На самом деле, по звучанию они очень хорошо соответствуют образам типов, которые обозначают.

Л. Бескова

Задайте свой вопрос

 

 

 

Нажимая на кнопку, я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю свое согласие на обработку персональных данных.

Меню